Аннотация |
Актуальность и цели. Понятие «социальное самочувствие» применительно к семье с ребенком-инвалидом нуждается в отдельном анализе. Критерии и индикаторы, влияющие на уровень социального самочувствия членов семьи с «особым» ребенком, тесно связаны с состоянием здоровья ребенка и уровнем стресса родителей. Проблемы, с которыми сталкивается семья при получении статуса инвалидности ребенка, можно позиционировать согласно социально-экологической модели У. Бронфенбреннера. Физическая культура оказывает положительную роль в формировании качества жизни современного человека во всех возрастных периодах вне зависимости от состояния здоровья. Регулярная организованная физическая активность ребенка-инвалида повышает уровень социального самочувствия его родителей и других членов семьи, которые принимают непосредственное участие в расширении спектра его двигательных умений и навыков.
Материалы и методы. Проведена оценка уровня социального самочувствия членов данной категории семей (n = 42), при условии активных занятий физической культурой и спортом детей со стойкими нарушениями состояния здоровья с помощью теста «Интегральный индекс социального самочувствия (ИИСС – 20)».
Результаты. Диагностирован повышенный и высокий уровень социального самочувствия у большинства участников исследования. Общие и специфические факторы, влияющие на доступность занятий физической культурой для «особых» детей, экспонированы в системе социально-экологической модели семьи.
Выводы. Коррекция семейного социального самочувствия возможна с помощью развития физкультурного движения инвалидов. Регулярная физическая активность ребенка-инвалида может быть рассмотрена с позиции положительного влияния на критерии и индикаторы, которые составляют основу оценки социального самочувствия членов его семьи.
|
Список литературы |
1. Кученкова, А. В. Социальное самочувствие и субъективное благополучие: соотношение понятий и способов измерения / А. В. Кученкова // Вестник РГГУ. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. – 2016. – № 2 (4). – С. 118–127. – DOI 10.28995/2073-6401-2016-2-118-127.
2. Аргунова, В. Н. Методика изучения социального самочувствия населения малого города / В. Н. Аргунова, И. Н. Кодина // Вестник НГГУ. – 2013. – № 1 (29). – С. 7–11.
3. Мустаева, Ф. А. Социальное самочувствие семьи в современных условиях / Ф. А. Мустаева, О. Л. Потрикеева // Дискуссия. – 2013. – № 8 (38). – С. 95–102.
4. Константинова, Т. Н. Социальные индикаторы: методология измерения семьи / Т. Н. Константинова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2016. – № 3 (16). – С. 43–48.
5. Щекина, И. В. Система сигнальных показателей и индикаторов благополучия семей с детьми / И. В. Щекина // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2015. – № 1. – С. 58–64.
6. Григорьева, С. С. Влияние семьи на формирование мотивов социального поведения дошкольников / С. С. Григорьева // Здравоохранение, образование и безопасность. – 2016. – № 4 (8). – С. 65.
7. Болдина, М. А. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями / М. А. Болдина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2006. – № 2 (10). – С. 71–76.
8. Алиева, Н. Ф. Специфика социально-психологических условий в семье, воспитывающей ребенка-инвалида, как фактор развития синдрома эмоционального выгорания / Н. Ф. Алиева, Н. А. Кошелюк // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы : сб. науч. тр. VI Междунар. социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица : в 2 ч. / Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2014. – С. 7–12.
9. Гребенникова, Е. В. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей-инвалидов / Е. В. Гребенникова, И. Л. Шелехов, О. Г. Берестнева // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2015. – Т. 7, № 2 (март-апрель). – URL: http://naukovedenie.ru (дата обращения: 14.08.2018).
10. Bronfenbrenner, U. Ecological systems theory / U. Bronfenbrenner // Annals of Child Development. – 1989. – № 6. – P. 227–236. – DOI 10.1037/10518-046.
11. Веракса, Н. Е. Понимание детского развития с позиции экологической теории У. Бронфенбреннера / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – № 10. – С. 56–65.
12. Психологические особенности матерей, воспитывающих детей-инвалидов / О. Ю. Кочерова, О. М. Филькина, Н. В. Долотова, А. И. Малышкина, Е. Н. Антышева // Вестник РАМН. – 2014. – № 5–6. – С. 92–101.
13. Доскин, В. А. Современные научные представления об улучшении качества жизни детей с ограниченными возможностями / В. А. Доскин, Т. Г. Батышева, Е. Т. Лильин, С. В. Глазкова // Вестник перинатологии и педиатрии. – 2014. – Т. 59, № 5. – С. 4–8.
14. Баранова, Т. Ф. Социальная защита семьи как основа социальной безопасности ребенка-инвалида / Т. Ф. Баранова // Наука. Образование. Личность. – 2014. – № 2. – С. 74–78.
15. Комплексная оценка здоровья школьников с разным состоянием костно-мышечной системы / Н. Г. Чекалова, Н. А. Матвеева, Ю. Р. Силкин, С. Н. Ковальчук, А. В. Додонов, Т. М. Кожевникова // Гигиена и санитария. – 2014. – № 4 (93). –
С. 66–70.
16. Болах, Б. Оценка восприятия качества жизни спортсменов-инвалидов / Б. Болах, Т. Приступа // Физическое воспитание студентов. – 2014. – № 1. – С. 13–16.
17. O’Neil, M. E. Relationship of therapists’ attitudes, children’s motor ability, and parenting stress to mothers’ perceptions of therapists’ behaviors during early intervention / M. E. O’Neil, R. J. Palsano, S. L. Westcott // Physical Therapy. – 2001. – Vol. 81,
№ 8. – P. 1412–1424. – DOI 10.1093/ptj/81.8.1412.
18. Головаха, Е. И. Измерение социального самочувствия: тест ИИСС / Е. И. Головаха, Н. В. Панина, А. П. Горбачик // Социология. – 1998. – № 10. – С. 45–66.
|