Статья 13318

Название статьи

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
ПРИ РАСШИРЕНИИ ЕГО ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 

Авторы

Курникова Мария Владимировна, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой адаптивной физической культуры, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Россия, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, 23), E-mail: mkurnikova@yandex.ru 

Индекс УДК

316.356.2 

DOI

10.21685/2072-3016-2018-3-13 

Аннотация

Актуальность и цели. Понятие «социальное самочувствие» применительно к семье с ребенком-инвалидом нуждается в отдельном анализе. Критерии и индикаторы, влияющие на уровень социального самочувствия членов семьи с «особым» ребенком, тесно связаны с состоянием здоровья ребенка и уровнем стресса родителей. Проблемы, с которыми сталкивается семья при получении статуса инвалидности ребенка, можно позиционировать согласно социально-экологической модели У. Бронфенбреннера. Физическая культура оказывает положительную роль в формировании качества жизни современного человека во всех возрастных периодах вне зависимости от состояния здоровья. Регулярная организованная физическая активность ребенка-инвалида повышает уровень социального самочувствия его родителей и других членов семьи, которые принимают непосредственное участие в расширении спектра его двигательных умений и навыков.
Материалы и методы. Проведена оценка уровня социального самочувствия членов данной категории семей (n = 42), при условии активных занятий физической культурой и спортом детей со стойкими нарушениями состояния здоровья с помощью теста «Интегральный индекс социального самочувствия (ИИСС – 20)».
Результаты. Диагностирован повышенный и высокий уровень социального самочувствия у большинства участников исследования. Общие и специфические факторы, влияющие на доступность занятий физической культурой для «особых» детей, экспонированы в системе социально-экологической модели семьи.
Выводы. Коррекция семейного социального самочувствия возможна с помощью развития физкультурного движения инвалидов. Регулярная физическая активность ребенка-инвалида может быть рассмотрена с позиции положительного влияния на критерии и индикаторы, которые составляют основу оценки социального самочувствия членов его семьи. 

Ключевые слова

социальное самочувствие, семья с ребенком-инвалидом, физическая активность, критерии оценки, индикаторы 

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Кученкова, А. В. Социальное самочувствие и субъективное благополучие: соотношение понятий и способов измерения / А. В. Кученкова // Вестник РГГУ. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. – 2016. – № 2 (4). – С. 118–127. – DOI 10.28995/2073-6401-2016-2-118-127.
2. Аргунова, В. Н. Методика изучения социального самочувствия населения малого города / В. Н. Аргунова, И. Н. Кодина // Вестник НГГУ. – 2013. – № 1 (29). – С. 7–11.
3. Мустаева, Ф. А. Социальное самочувствие семьи в современных условиях / Ф. А. Мустаева, О. Л. Потрикеева // Дискуссия. – 2013. – № 8 (38). – С. 95–102.
4. Константинова, Т. Н. Социальные индикаторы: методология измерения семьи / Т. Н. Константинова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2016. – № 3 (16). – С. 43–48.
5. Щекина, И. В. Система сигнальных показателей и индикаторов благополучия семей с детьми / И. В. Щекина // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2015. – № 1. – С. 58–64.
6. Григорьева, С. С. Влияние семьи на формирование мотивов социального поведения дошкольников / С. С. Григорьева // Здравоохранение, образование и безопасность. – 2016. – № 4 (8). – С. 65.
7. Болдина, М. А. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями / М. А. Болдина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2006. – № 2 (10). – С. 71–76.
8. Алиева, Н. Ф. Специфика социально-психологических условий в семье, воспитывающей ребенка-инвалида, как фактор развития синдрома эмоционального выгорания / Н. Ф. Алиева, Н. А. Кошелюк // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы : сб. науч. тр. VI Междунар. социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица : в 2 ч. / Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2014. – С. 7–12.
9. Гребенникова, Е. В. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей-инвалидов / Е. В. Гребенникова, И. Л. Шелехов, О. Г. Берестнева // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2015. – Т. 7, № 2 (март-апрель). – URL: http://naukovedenie.ru (дата обращения: 14.08.2018).
10. Bronfenbrenner, U. Ecological systems theory / U. Bronfenbrenner // Annals of Child Development. – 1989. – № 6. – P. 227–236. – DOI 10.1037/10518-046.
11. Веракса, Н. Е. Понимание детского развития с позиции экологической теории У. Бронфенбреннера / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – № 10. – С. 56–65.
12. Психологические особенности матерей, воспитывающих детей-инвалидов / О. Ю. Кочерова, О. М. Филькина, Н. В. Долотова, А. И. Малышкина, Е. Н. Антышева // Вестник РАМН. – 2014. – № 5–6. – С. 92–101.
13. Доскин, В. А. Современные научные представления об улучшении качества жизни детей с ограниченными возможностями / В. А. Доскин, Т. Г. Батышева, Е. Т. Лильин, С. В. Глазкова // Вестник перинатологии и педиатрии. – 2014. – Т. 59, № 5. – С. 4–8.
14. Баранова, Т. Ф. Социальная защита семьи как основа социальной безопасности ребенка-инвалида / Т. Ф. Баранова // Наука. Образование. Личность. – 2014. – № 2. – С. 74–78.
15. Комплексная оценка здоровья школьников с разным состоянием костно-мышечной системы / Н. Г. Чекалова, Н. А. Матвеева, Ю. Р. Силкин, С. Н. Ковальчук, А. В. Додонов, Т. М. Кожевникова // Гигиена и санитария. – 2014. – № 4 (93). –
С. 66–70.
16. Болах, Б. Оценка восприятия качества жизни спортсменов-инвалидов / Б. Болах, Т. Приступа // Физическое воспитание студентов. – 2014. – № 1. – С. 13–16.
17. O’Neil, M. E. Relationship of therapists’ attitudes, children’s motor ability, and parenting stress to mothers’ perceptions of therapists’ behaviors during early intervention / M. E. O’Neil, R. J. Palsano, S. L. Westcott // Physical Therapy. – 2001. – Vol. 81,
№ 8. – P. 1412–1424. – DOI 10.1093/ptj/81.8.1412.
18. Головаха, Е. И. Измерение социального самочувствия: тест ИИСС / Е. И. Головаха, Н. В. Панина, А. П. Горбачик // Социология. – 1998. – № 10. – С. 45–66. 

 

Дата создания: 23.10.2018 11:08
Дата обновления: 02.04.2019 13:57